Изложенная информация может по-разному использоваться начинающим тренером как при анализе им своей деятельности в качестве лидера, так и при наблюдении за лидерами и ведомыми среди своих воспитанников.
Спортивная команда представляет собой разновидность малой социальной группы. Лидерство в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности.
Тренеру необходимо знать характеристики (параметры) лидерства по следующим причинам:
1. Часто бывает полезно выявить потенциальных лидеров среди членов команды — тех ее членов, которые примут на себя ответственность за деятельность команды, будут направлять энергию других членов команды в нужное русло и уравновешивать положение, если группа или ее отдельные члены попадут в условия соревновательного стресса.
2. Это помогает формировать необходимые лидерские качества у отдельных спортсменов, когда в команде нет явного лидера. Тренер может также поработать с ними индивидуально, если команда неохотно выбирает того или иного лидера.
3. Данные о динамике лидерства часто оказываются полезными для тренера при анализе его собственного поведения. Некоторые тренеры считают, что звание тренера автоматически обеспечивает их и определенными лидерскими качествами. Обнаружив, что спортсмены не подчиняются их распоряжениям, они подчас не могут объяснить, почему это происходит, затрудняются проанализировать свои действия и свое возможное личное влияние на команду.
В целом, самые эффективные лидеры обычно те, кто лучше других понимает роль лидеров и ведомых, а также могут оценить относительный статус членов группы. Поэтому тренер должен стремиться не только формировать у себя такое понимание, но и выявлять лидеров среди членов команды.
Тренер должен оценивать свою роль официального лидера с точки зрения параметра ориентации на задачу или на межличностные отношения. Если окажется, что он ориентирован главным образом на задачу, то ему следует учесть как сильные, так и слабые стороны этой позиции и, может быть, выбрать себе помощника, либо капитана команды, который дополнял бы его установки и ориентацию.
Тренеру следует выбирать капитана не путем выявления популярности его у различных членов команды, а попытаться определить формальными и неформальными способами, кого в группе считают наиболее способным помочь достижению общегрупповых целей.
Тренер, как лидер команды с очевидными признаками власти, и лидер-спортсмен должны суметь сформировать у себя единое отношение к умеренной внутригрупповой напряженности и конфликтам, возникающим между членами команды.
Тренер, ставящий перед собой задачу добиться успеха, должен быть в состоянии выдержать тяготы временной непопулярности во время напряженных тренировок.
Если тренер, стремящийся к достижению успеха, работает с командой, ориентированной на установление хороших дружеских отношений, ему следует быть готовым к возможной необходимости замены ряда спортсменов с выраженной межличностной ориентацией на игроков, чьи установки более соответствуют его собственным.
Если же у игроков большая потребность в достижении успеха, а тренер ориентирован на межличностные отношения, то ему придется быть готовым к появлению известной враждебности и критики со стороны спортсменов.
Представление тренеров о себе чаще всего не совпадает с тем, как оценивают их личностные особенности и профессиональные знания спортсмены. Поэтому тренерам необходимо анализировать свое поведение и деятельность с помощью различных средств (видеозаписей, киносъемки, в ходе стандартизированных и нестандартизированных опросов и бесед), чтобы привести их в соответствии со своим представлением о себе. Даже сама попытка к самосовершенствованию поможет сформировать положительное отношение к тренеру со стороны спортсменов.