Регулирование агрессивности в спорте

На основе имеющихся научных данных тренеры могут сделать практические выводы о том, как понимать, направлять по нужному руслу и контролировать агрессивность спортсменов.

1. Развитие агрессивного поведения зависит от характера общения ребенка с родителями, от того, какой интенсивности и направленности агрессивное поведение поощряется или наказывается. Тренер может в этом разобраться при наблюдении за общением своих воспитанников с родителями, когда те приходят на тренировки или соревнования.

2. Не все молодые спортсмены в тех видах спорта, где поощряется агрессивность, считают ее нормальным явлением. В силу особенностей воспитания для них может быть характерно выраженное чувство вины, которое мешает их выступлениям. В таком случае целесообразно обсудить с молодым спортсменом причины его неумения проявить агрессивность во время игры, а не направлять на него «агрессию тренера».

3. В конце спортивной карьеры, в видах спорта, требующих повышенной агрессивности спортсмена на тренера ложится моральная ответственность за оказание помощи в применении энергии и проявлении чрезмерной и потенциально-опасной агрессивности спортсмена в занятиях спортом.

4. Наблюдение агрессивности, в свою очередь, может вызвать агрессивность. Запасных игроков, подключающихся к игре после наблюдения за агрессивными действиями партнеров по команде, иногда нужно предупреждать против чрезмерного проявления своих эмоций. Наиболее критическим моментом в игре для всех участников является ситуация после проявления агрессивности, независимо от того, была она наказана судьями или нет.

5. Направленность агрессивности может быть самой различной. Нередко она меняет свой объект. Тренер не должен всякий раз проявлять ответную агрессивность, если спортсмен реагирует на него агрессивно. В этом случае тренер должен спросить себя: а не связано ли поведение спортсмена вообще с его отношением к авторитету и старшим? Не напоминает ли сам он спортсмену его отца? Не переносит ли спортсмен на тренера свою враждебность по отношению к товарищам по команде или соперникам?

6. Необходимо научить спортсменов проявлять агрессивность, но в соответствии с правилами соревнований и общепринятыми нормами поведения, особенно в играх против более сильных соперников и при проигрыше. В некоторых видах спорта, требующих проявления агрессивности, отдельные спортсмены нуждаются в значительной помощи для овладения умением проявлять нужную агрессивность, контролировать ее и не испытывать угрызений совести после подобных действий.

7. Агрессия может быть вызвана как внутренними, так и внешними стимулами. Спортсмен может неожиданно проявить чрезмерную агрессивность, казалось бы, в безобидной ситуации. Прогнозирование подобного рода вспышек значительно облегчится, если тренер хорошо знает личностные особенности спортсмена, его прошлое, положение в настоящее время и те моменты, которые вызывает у него чрезмерную агрессивность в жизни и в спортивной деятельности.

8. Тренеры не должны поддаваться влиянию стереотипов агрессивности при оценке реального уровня агрессивности, которым обладает данный спортсмен.