В спорте главная задача — достижение определенного спортивного результата. Если спортсмен нестабилен, то и он сам, и тренер не знают, как пройдет выступление в конкретном соревновании, поэтому, естественно, спортсмен испытывает тревогу и неуверенность перед каждым выступлением. А неуверенность — главный враг достижения высокого спортивного результата.
Решая проблему формирования стабильности спортсмена, мы прежде всего решаем психологическую проблему — формирования уверенности, от которой в наибольшей степени зависит успешность выступления спортсмена. А это, в свою очередь, требует создания технологии ее решения, для чего необходимо определить основной психологический принцип, на основе которого может быть создана и реализована технология формирования психологической стабильности.
Решение задачи формирования психологической стабильности у спортсмена в процессе соревнования возможно только при условии построения тренировочного процесса на принципе ограничения. А это значит, что на смену планированию выполнения технических элементов по временным, количественным показателям должны прийти планирование и учет эффективности выполнения этого элемента за ограниченное количество попыток, которое должно постоянно уменьшаться, достигнув количества, близкого к количеству, выполняемому на соревновании. Такая работа при успешном решении указанных задач формирует у спортсмена чувство уверенности.
Спортсмен перестает думать о возможной неудаче при выполнении элемента, у него начинает превалировать установка на сам процесс выполнения технического приема. Это, в свою очередь, способствует созданию оптимального уровня психического возбуждения, обеспечивает согласованную работу функциональных систем организма (моторной, сенсорной и т. д.) и переводит сознание из сферы психологического переживания «попаду — не попаду, сделаю — не сделаю» в сферу (автоматического) поиска оптимальных условий для выполнения данного технического элемента.
При этом в силу вступает еще один важный психологический принцип — право на ошибку, так как спортсмену предоставляется право на определенный процент ошибок. В свою очередь, получение права на ошибку — это выполнение без колебаний технико-тактических элементов, когда уходит чувство тревоги (ошибусь — не ошибусь), что опять же способствует возникновению чувства уверенности в том, что он может успешно выполнить данный элемент.
Таким образом, решение задачи формирования психологической стабильности может быть достигнуто только при использовании в тренировке принципа ограничения (времени, количества попыток, счета) при работе над техникой и тактикой с обязательным учетом эффективности (наличия критерия эффективности в процентах по основным выполняемым элементам для каждого спортсмена).
Говоря о технологии формирования психологической стабильности, необходимо помнить: каждая психологическая задача — должна иметь позитивное решение. Только после того как эта задача окажется решенной, возникает чувство уверенности при выполнении данного упражнения, данного элемента. Отсюда пошаговое использование принципа ограничения при решении задачи формирования психологической стабильности.
Технология формирования психологической стабильности.
Процесс выведения спортсмена на оптимальный уровень психологической стабильности состоит из двух этапов.
Задача первого этапа — выведение спортсмена на общий (базовый) уровень психологической стабильности,
задача второго этапа — вывести спортсмена на соревновательный уровень психологической стабильности.
На первом этапе планируется достижение уровня психологической стабильности на соревновательный сезон с учетом календаря соревнований (на протяжении сезона может быть 2-3 таких уровня).
Планирование включает в себя:
1) анализ психологической стабильности в предыдущем сезоне (если возможно) по тем техническим элементам, которые определяют успех выступления в соревновании и, при выполнении которых, будет проводиться работа по формированию психологической стабильности;
2) определение уровня психологической стабильности на данный момент при выполнении этих элементов.
Критерий эффективности должен быть выражен количественно (в очках, баллах, секундах).
Эти данные (результаты прошедшего сезона и на текущий момент) позволяют определить начальный уровень эффективности (в %), на основе которого начинается работа по формированию психологической стабильности при выполнении конкретных технических элементов.
Очень важным является то, чтобы показатель стабильности (% эффективности при выполнении конкретного элемента), запланированный для данного спортсмена, был принят спортсменом, а не навязан тренером. Поэтому начальный показатель стабильности должен быть реальным для выполнения. В этом случае спортсмен не сможет считать его недостижимым для выполнения. А уверенность создаст необходимую мотивацию на достижение поставленной задачи, и возникнет личная ответственность за ее решение (сам взял на себя обязательства).
После определения начального уровня стабильности можно начинать непосредственную работу по решению данной задачи.
Составляется система заданий на основе принципа ограничения, для чего определяются количество серий и количество попыток в серии, с которых начинается работа по формированию психологической стабильности при выполнении конкретного технического элемента. Количество попыток на начальном этапе должно быть достаточным, чтобы у спортсмена не возникало боязни, что он его не выполнит. Обычно это 20 попыток в 3-4 сериях.
Использование принципа ограничения заключается в том, что с каждым последующим заданием общее количество попыток уменьшается и к последнему заданию доводится до количества, примерно соответствующего количеству попыток, выполняемых в соревновании (но не менее 3-5).
Переход к следующему заданию — только после выполнения этого задания на 3-5 тренировках подряд, это еще одно ограничение. Оно чрезвычайно важно, так как само создает дополнительное психическое напряжение, особенно когда спортсмен уже успешно выполнил задание на 2 или 4 занятиях подряд и остается последнее занятие. При невыполнении на любом занятии задание выполняется сначала.
После выполнения этого задания спортсмен переходит к следующему, где процент эффективности повышается на 5-10 % (т. е. в данном случае он будет 40-60 %), а количество попыток начинает уменьшаться.
Естественно, при определении количества попыток учитываются специфика вида спорта, условия тренировочной работы и т. д. Кроме того, если тренер считает или само содержание тренировки требует выполнения большего количества попыток данного технического элемента на занятии, то столько и надо выполнять. Просто из этих попыток специально выделяются те (10-20), которые будут учитываться при решении задачи формирования психической стабильности.
Ответ на вопрос, почему учитываться должны только несколько попыток, заключается в следующем: спортсмен ставится в те же ограничительные рамки, в которые он попадает во время соревнования (моделирование соревновательных условий). В данных условиях у спортсмена тренируется способность к произвольной концентрации внимания и сохранению этой концентрации необходимое время, как этого требуют условия соревнования.
Пошаговое уменьшение количества попыток от задания к заданию позволяет спортсмену постепенно психологически адаптироваться к тем условиям, в которые он попадает во время соревнования.
Выход на первый уровень стабильности создает лишь базу для выхода на соревновательный уровень стабильности. Это главная задача данной программы. Говоря о соревновательной стабильности, мы должны учитывать, что при формировании данной стабильности возникает еще одно ограничение: стабильными должны быть не только общий процент эффективных попыток во время соревнования, но и последовательность выполнения этих эффективных попыток.
Поэтому после решения задачи выхода на определенный уровень общей психологической стабильности, независимо от того, в каком порядке были выполнены эффективные попытки, ставится задача выйти на тот же уровень стабильности, но когда в каждых 2 или 3 попытках должно быть одно или два эффективных выполнения. Технология решения новой задачи та же самая, хотя обычно можно начинать со 2-3-го задания.
Литература:
- Психотехнологии в спорте : [учеб. пособие] / В. Р. Малкин, Л. Н. Рогалева. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2013.
- Сопов В. Ф. Методы измерения психического состояния в спортивной деятельности / В. Ф. Сопов. — Самара, 2004.